Профессиональная подготовка

Профессиональная подготовка

О допуске учащихся XI класса к квалификационному экзамену по результатам освоения образовательной программы профессиональной подготовки служащих по должности 3322-003 «Агент рекламный» в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»

 

В соответствии с  Методическими рекомендациями по организации и проведению квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися X (XI) – XI (XII) классов учреждений общего среднего образования, специальных школ, специальных школ-интернатов образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» от 29 ноября 2022 года

ПРИКАЗЫВАЮ:

Допустить к сдаче квалификационного экзамена по результатам освоения образовательной программы профессиональной подготовки служащих по должности 3322-003  «Агент рекламный» в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» следующих учащихся XI класса:

№ пп

Фамилия, собственное имя, отчество 

Класс 

1

Байдук Александру Николаевну

XI

Данилицкую  Викторию Владимировну

XI

Кузьмика  Станислава Андреевича

XI

Невьянцева Никиту Андреевича

XI

Ющука Александра  Васильевича

XI

Директор школы                                                          Р.В.Бонда

Расписание

 квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися XI класса образовательной программы профессиональной подготовки служащих по должности  «Агент рекламный» в рамках учебного предмета

 «Трудовое обучение» в 2022/2023 учебном году



Дата

Начало экзамена

Этап  квалификационного экзамена

Кабинет

23 мая

12.30

квалификационная пробная работа

кабинет информатики

24  мая

09.00

экзамен по результатам теоретического обучения

кабинет информатики

        

РАСПИСАНИЕ

проведения консультаций  к квалификационному экзамену по результатам освоения учащимися XI класса образовательной программы профессиональной подготовки служащих по должности  «Агент  рекламный» в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» в 2022/2023 учебном году

 

Профессия

Дата

Время

Кабинет

Ф. И. О. учителя

Агент рекламный

10.05

13.25 – 14.10

кабинет информатики

Лукьяненко О.Е.

12.05

08.30 – 09.15

кабинет информатики

Лукьяненко О.Е.

Расписание учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение» в X – XI классах   на второе полугодие 2022/2023 учебного года

 

День недели

Время / Класс

X

XI

Понедельник

09.25 – 10.10

13.25 – 14.10

10.20 – 11.05

Вторник

13.25 – 14.10

14.30 – 15.15

Среда

13.25 – 14.10

14.30 – 15.15

10.20 – 11.05

13.25 – 14.10

Четверг

Пятница

08.30 – 09.15

14.30 – 15.15

08.30 – 09.15

ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

КАМЕНЕЦКОГО РАЙИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» КАМЕНЕЦКОГО РАЙОНА



  УТВЕРЖДАЮ

 Директор государственного

 учреждения образования

«Волчинская средняя школа»                   Каменецкого района

_________ В.В. Приход

«____» ___________ 2022 г.






УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

профессиональной подготовки рабочих для учащихся X–XI классов 

государственного учреждения образования «Волчинская средняя школа», 

реализуемая в рамках учебного предмета «Трудовое обучение», 

по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин 

(персональных электронно-вычислительных машин)» 4 разряда

 

Срок реализации: 2 года обучения

(1-й год – 210 часов, 2-й год – 210 часов)






Разработчик:

Михайлова Светлана Анатольевна










Учебная программа профессиональной подготовки рабочих для учащихся X–XI государственного учреждения образования «Волчинская средняя школа» в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по профессии 4132-003 «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)» – 4-го разряда рассмотрена на заседании Совета государственного учреждения образования «Волчинская средняя школа». 

Протокол № ___ от _______________ 




























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа предназначена для реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих для учащихся X–XI классов государственного учреждения образования «Волчинская средняя школа» в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)» 4-го разряда.

В результатеусвоения содержания учебной программы учащийся должен

знать:

– устройство и общие принципы работы электронно-вычислительных машин;

– порядок и правила набора текстовых материалов с использованием текстового редактора на электронно-вычислительных машинах (ЭВМ) (персональных электронно-вычислительных машинах (ПЭВМ));

– способы и методы считывания, записывания, копирования информации с одного носителя на другой, вывода информации на печать;

– порядок и правилазаправки матричных принтеров, замены картриджей в лазерных и струйных принтерах;

– порядок и правила использование оргтехники (сканер, ксерокс, факс и т. д.) для выполнения работ;

– основы охраны труда, пожарной и экологической безопасности и требования к ним;

– основы трудового права, экономики, этики и психологии деловых отношений, информационных и коммуникационных технологий с учетом содержания и характера трудовой деятельности;

самостоятельно выполнять работы в соответствии с квалификационными требованиями на уровне 4-го разряда.

В процессе освоения содержания учебной программы необходимо создать условия:

– для воспитания трудолюбия, ответственности за качественное выполнение работ, интереса к осваиваемым видам трудовой деятельности;

– развития внимания, сосредоточенности, творческих способностей.

Особенностью представления содержания тем учебной программы является наличие требований к результатам учебной деятельности учащихся по каждой из подтем (выделены шрифтом полужирный курсив), что соответствует сущности компетентностного подхода при проектировании содержания обучения.

В содержании учебной программы производственной практики шрифтом (полужирный курсив) выделены наименования учебно-производственных работ (заданий), выполняемых учащимися в рамках обобщенных трудовых функций оператора электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин) 4-го разряда.

В ходе осуществления образовательного процесса при усвоении содержания учебной программы следует реализовать межпредметные связи с физикой, химией, математикой, биологией, обществоведением, основами безопасности жизнедеятельности, допризывной и медицинской подготовкой, а также внутри предметные связи между отдельными темами учебной программы.

При изучении тем «Основы экономики», «Основы трудового права», «Этика и психология деловых отношений», «Охрана труда», «Охрана окружающей среды» следует учитывать особенности содержания и характера трудовой деятельности.

Теоретическое и производственное обучение осуществляется в кабинете информатики, а производственная практика – в условиях ГУО «Волчинская средняя школа».

При изучении всех подтем темы «Производственное обучение», выполнении учащимися заданий в процессе прохождения производственной практики следует обеспечивать формирование у учащихся умений контролировать качество выполняемых работ, использовать безопасные методы и приемы работы, рационально организовывать рабочее место, соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, охране окружающей среды.

Резерв учебного времени использован для увеличения учебного времени на теоретическое обучение: 

  1. 10 класс – тема «Электронный офис» — 10 часов;

  2. 11 класс – тема «Электронный офис» — 10 часов;

Учебная программа производственной практики разработана отдельным документом.

Данная программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета государственного учреждения образования «Волчинская средняя школа» Каменецкого района.

По итогам успешного освоения учебной программы и сдачи квалификационного экзамена учащимся присваивается 4 разряд по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)».



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной программы профессиональной подготовки рабочих для учащихся X–XI классов государственного учреждения образования «Волчинская средняя школа» Каменецкого района, реализуемой в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин» 4-го разряда

 

Наименование разделов, образовательных областей

Количество учебных 

часов

Распределение учебных часов по годам обучения

10 класс

11 класс

Теор.

обуч.

Пр.

обуч.

Пр.

практ.

Теор.

обуч.

Пр.

обуч.

Пр.

практ.

Раздел 1. Теоретическое обучение

120

60

60

Охрана труда 

12

7

-

-

5

-

-

Основы вычислительной техники

9

9

-

-

-

-

-

Операционные системы

10

10

-

-

-

-

-

Электронный офис

54

34

-

-

20

-

-

Компьютерные сети

6

-

-

-

6

-

-

Оргтехника

8

-

-

-

8

-

-

Основы экономики

6

-

-

-

6

-

-

Охрана окружающей среды

2

-

-

-

2

-

-

Основы трудового права

2

-

-

-

2

-

-

Этика и психология деловых 

отношений

3

-

-

-

3

-

-

Консультации

2

-

-

-

2

-

-

Квалификационный 

экзамен

6

-

-

-

6

-

-

Раздел 2. Производственное обучение (в том числе производственная практика)

300

150

150

Производственное обучение

180

150

30

Производственная практика

120

-

120

Всего:

420

210

210

Пояснения к тематическому плану

1. Тематический план учебной программы профессиональной подготовки рабочих для учащихся X–XI классов государственного учреждения образования «Волчинская средняя школа» Каменецкого района, реализуемой в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин») 4-го разряда составлен на основе:

– тематического плана по учебному предмету «Трудовое обучение», в рамках которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X(XI) классов учреждений общего среднего и специального образования, утвержденного приказом Министра образования Республики Беларусь от 28.08.2018 № 669;

– сборника учебно-программной документации для реализации образовательных программ профессионально-технического образования по специальности «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин») (квалификация «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин»);

– типовых учебных программ по учебным предметам «Основы экономики», «Охрана труда», «Психология и этика деловых отношений», «Охрана окружающей среды», «Прикладная информатика», «Основы права» (тематическое планирование), используемых для реализации образовательной программы профессионально-технического образования.

2. Объем обязательной учебной нагрузки – 6 учебных часов в неделю.

3. Производственное обучение чередуется с теоретическим обучением.

4. Образовательная область «Графика» не отражается в тематическом плане, так как содержание деятельности работника по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин») не требует сведений из данной области. Часы, отведенные на данную образовательную область, были распределены на изучение темы «Электронный офис», требующую больше времени на ее изучение.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. Теоретическое обучение

Тема «Охрана труда»

Введение. Теоретические основы охраны труда

Содержание понятия «охрана труда».

Социально-экономическая значимость охраны труда на современном этапе развития производства.

Цели и задачи темы, ее место и значение в подготовке квалифицированных рабочих, связь с другими темами и производственным обучением.

Основные понятия, термины и определения: рабочее место, рабочая зона, условия труда, опасный производственный фактор, вредный производственный фактор, несчастный случай на производстве, производственная травма, профессиональное заболевание, электробезопасность, пожарная безопасность, санитарные нормы и правила, гигиенический норматив, безопасные методы и приемы работы и др.

Факторы, влияющие на условия и безопасность труда: механо- и энерговооруженность, интенсивность труда; санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работников; бытовое и медицинское обслуживание работников; уровень организации труда и др.

Вредные и (или) опасные и производственные факторы, их классификация по воздействию на человека. Понятие о предельно допустимом значении вредного производственного фактора.

Общие сведения о средствах защиты от вредных и (или) опасных производственных факторов, их классификация (коллективные и индивидуальные), классификация средств индивидуальной защиты (СИЗ) по назначению.

Основные причины несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: организационные, технические, санитарно-гигиенические, психофизиологические (личностные). Основные виды производственных травм. Основные мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (организационные, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, психофизиологические).

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– раскрывать сущность основных понятий в области охраны труда;

– объяснять социально-экономическую значимость охраны труда, цели и задачи темы;

– высказывать общее суждение о факторах, влияющих на формирование здоровых и безопасных условий труда;

– описывать основные вредные и (или) опасные производственные факторы и средства защиты, основные виды профессиональных заболеваний применительно к соответствующему виду экономической деятельности;

– классифицировать общие причины несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пояснять мероприятия по их предупреждению.

Правовые основы охраны труда

Основные нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в области охраны труда (Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране труда», Трудовой кодекс Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, другие нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в области охраны труда.

Права и гарантии прав работников на охрану труда (защищенность от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; нормальный режим труда и отдыха; обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты; обучение безопасным методам и приемам работы; возмещение вреда работникам в случае повреждения их здоровья; получение достоверной информации об условиях труда; отказ от выполнения работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья; обращение с жалобой и др.).

Охрана труда женщин и молодежи.

Обязанности работников по соблюдению требований по охране труда, действующих в организации.

Обязанности работодателя по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.

Ответственность работающих и работодателей за нарушение законодательства об охране труда (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная).

Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– руководствоваться основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области охраны труда;

– ориентироваться в общих чертах в основных принципах государственной политики в области охраны труда, обязанностях работодателей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и видах ответственности работодателей и работающих за нарушение законодательства об охране труда;

– высказывать общее суждение о роли коллективного договора и соглашения по охране труда, о надзоре и контроле за соблюдением законодательства об охране труда;

– раскрывать права работающих на охрану труда, их обязанности по соблюдению требований по охране труда, виды ответственности работников за их нарушение.

Организационные основы охраны труда

Обязанности должностных лиц в области охраны труда. Служба охраны труда в организации, ее основные задачи и функции. Основные организационные мероприятия по охране труда.

Обучение, инструктирование и проверка знаний, работающих по охране труда. Порядок и виды обучения. Инструктажи по вопросам охраны труда, их виды (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой), назначение, периодичность, содержание, оформление.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Квалификация несчастных случаев (производственные, связанные с работой и бытовые), признаки квалификации. Виды несчастных случаев на производстве, подлежащих расследованию. Порядок расследования и документальное оформление.

Расследование и учет профессиональных заболеваний. Медицинские осмотры (обязательные, предварительные и периодические), цели их проведения.

Обеспечение работников организаций специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Контроль за состоянием охраны труда в организациях, его цели.

Виды контроля: самоконтроль и взаимный контроль работающих; контроль, осуществляемый руководителями и специалистами организации; контроль, осуществляемый службой охраны труда организации; производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый эксплуатирующей их организацией; периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда,  общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– высказывать общие суждение об обязанностях должностных лиц в области охраны труда, о видах основных организационных мероприятий по охране труда;

– описывать порядок и виды обучения, инструктажи по вопросам охраны труда;

– называть виды несчастных случаев на производстве, раскрывать порядок их расследования и документального оформления;

– высказывать общее суждение о цели и сроках проведения медицинских осмотров;

– называть виды контроля за состоянием охраны труда в организациях.

Общие требования по охране труда

Общие требования безопасности к технологическим процессам, производственному оборудованию, рабочим местам.

Приборы контроля безопасных условий труда. Световая и звуковая сигнализация. Предупредительные надписи. Сигнальная окраска. Знаки безопасности.

Действие электрического тока на организм человека (термическое, механическое, электролитическое, биологическое, комплексное). Электрические травмы (электрические ожоги, электрические знаки, металлизация кожи), электрический удар.

Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током (сила тока и напряжение, род тока и его частота, электрическое сопротивление тела и другие индивидуальные свойства человека, путь тока через тело человека и продолжительность его воздействия, условия внешней среды), их характеристика.

Классификация производственных помещений по опасности поражения работающих электрическим током.

Требования безопасности, предъявляемые к электрооборудованию, электрическим инструментам и приборам. Статическое электричество и защита от него.

Средства защиты человека от поражения электрическим током. Оказание первой помощи пострадавшим от воздействия электрического тока.

Организационно-технические мероприятия по защите от поражения электрическим током (обучение, инструктажи, допуск к работе; изоляция, недоступность токоведущих частей, защитные ограждения, защитные отключения, блокировки, предупредительные надписи, плакаты, защитное заземление и зануление, выравнивание потенциалов, применение малого напряжения, изолирующие средства защиты, проверка отсутствия напряжения, профилактические испытания, организация безопасной эксплуатации оборудования).

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– излагать общие требования по охране труда к технологическим процессам, производственному оборудованию и рабочим местам;

– объяснять особенности воздействия электрического тока на человека;

– объяснять требования безопасности, предъявляемые к электрооборудованию, назначение средств защиты от поражения электрическим током, правила освобождения пострадавших от воздействия электрического тока.

Основы пожарной безопасности

Общие сведения о процессе горения. Условия горения. Виды горения (вспышка, возгорание, воспламенение, самовозгорание, самовоспламенение, взрыв).

Пожаровзрывоопасность веществ, материалов, конструкций. Классификация веществ, материалов, конструкций по степени пожаровзрывоопасности (несгораемые, трудносгораемые, сгораемые, горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, горючие газы, взрывоопасные вещества), их краткая характеристика.

Понятие о степени огнестойкости зданий.

Классификация производств по степени пожаровзрывоопасности.

Тушение загораний, пожаров. Способы прекращения горения.

Огнегасящие вещества (жидкие, паро-, газо-, пенообразные, твердые), природа их действия, противопожарные свойства и применение.

Первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь, внутренние пожарные краны. Ручные огнетушители (пенные, воздушно-пенные, углекислотные, аэрозольные, порошковые). Назначение, общее устройство, правила применения. Требования к первичным средствам пожаротушения и техническим средствам противопожарной защиты.

Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Предупреждение загораний, пожаров. Основные причины и источники возникновения загораний, пожаров на производстве и в быту (нарушения правил пожарной безопасности при обращении с открытыми источниками огня, электробытовыми приборами, при производстве работ, нарушение правил эксплуатации, отказ оборудования, нарушение правил хранения различных веществ и материалов, авария, действия сил природы, поджог).

Действия работников, граждан при выявлении задымления, загорания, пожара (оповещение о пожаре, отключение оборудования, эвакуация людей и материальных ценностей, принятие мер по тушению загорания, пожара).

Ответственность (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная) за нарушение норм и правил пожарной безопасности.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– высказывать общее суждение о процессе горения, условиях и видах горения;

– называть условия, причины и источники загораний в организациях и в быту, воздействие опасных и вредных факторов при пожаре;

– различать вещества, материалы, конструкции, производства по степени пожаровзрывоопасности;

– различать способы прекращения горения, назначение и правила применения основных огнегасящих веществ, первичных средств пожаротушения;

– объяснять нормы и правила пожарной безопасности в организации и в быту, действия работников, граждан при выявлении задымления, загорания, пожара;

– знать правила пользования первичными средствами пожаротушения и технические средства противопожарной защиты;

– уметь применять первичные средства пожаротушения.

Санитарные нормы и правила,
гигиенические нормативы

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работников, их взаимосвязь с заболеваемостью на производстве и безопасностью труда.

Вредные факторы производственной среды (пыль, шум, вибрация и др.), предельно допустимые уровни на рабочих местах.

Гигиенические нормативны, устанавливающие величины предельно допустимого уровня шума, температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха и других физических факторов на рабочих местах. Требования к освещению и вентиляции.

Требования к спецодежде, спецобуви.

Гигиенические требования при использовании труда женщин и лиц моложе 18 лет. Роль предварительных и периодических медицинских осмотров в охране здоровья работающих.

Санитарно-бытовое обеспечение работающих.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– высказывать общее суждение о санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям труда работников;

– объяснять взаимосвязь между санитарно-эпидемиологические требованиями к условиям труда работников и заболеваемостью на производстве и безопасностью труда;

– называть и характеризовать основные вредные производственные факторы;

– излагать гигиенические требования к уровню шума, температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха, к освещению и вентиляции на рабочих местах;

– правильно использовать спецодежду, спецобувь, средства индивидуальной защиты;

– называть гигиенические требования при использовании труда женщин и лиц моложе 18 лет.

Первая помощь пострадавшим при несчастных случаях на производстве

Основные сведения о строении тела человека, об органах и системах организма человека, опорно-двигательном аппарате, их функциях.

Расположение основных кровеносных сосудов, мест прижатия их для остановки кровотечения. Пульс, его характеристика, места нащупывания.

Первая помощь пострадавшим при несчастных случаях на производстве. Понятие первой помощи, общие принципы оказания первой помощи.

Средства оказания первой помощи. Аптечка первой помощи, ее содержание. Назначение и правила применения медикаментов и принадлежностей аптечки.

Основные признаки нарушения жизненно важных функций организма человека.

Приемы реанимации. Подготовка пострадавшего к реанимации. Правила и последовательность выполнения искусственного дыхания, непрямого массажа сердца.

Виды кровотечений, их признаки. Остановка кровотечений давящей повязкой, наложением жгута или закрутки, пальцевым прижатием сосудов, сгибанием конечностей.

Правила, способы, приемы, последовательность оказания первой помощи в следующих случаях: вывихи, растяжение связок, ушибы; переломы конечностей, повреждения позвоночника, черепно-мозговые травмы, повреждения грудной клетки, живота; термические ожоги; отравления химическими веществами, техническими жидкостями, угарным газом; повреждения глаз; обморожения и замерзания; утопления; укусы животных, насекомых, змей; тепловые и солнечные удары.

Правила, способы и приемы переноски и транспортировки пострадавших.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– называть основные признаки нарушения жизненно важных функций организма человека и иных повреждений здоровья;

– объяснять порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве;

– описывать назначение и правила использования медикаментов, назначение принадлежностей аптечки первой помощи;

– объяснять правила и демонстрировать последовательность выполнения приемов нащупывания пульса, реанимации, остановки кровотечений, обработки ран, правила и способы наложения повязок; правила, способы, приемы и последовательность оказания первой помощи, переноски и транспортировки пострадавших при несчастных случаях на производстве.



Тема «Основы вычислительной техники»

Арифметические основы вычислительной техники

Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Формы представления информации в компьютере; представление числовой информации; представление чисел с фиксированной и плавающей запятой; формальные правила двоичной арифметики. Арифметические операции над двоичными числами. Кодирование информации; арифметические операции на сумматорах прямого, обратного и дополнительного кода. Перевод чисел из одной системы счисления в другую; перевод целых и дробных чисел из одной системы счисления в другую; перевод из 2-й в 8-ю и 16-ю системы счисления и обратно. Выполнение арифметических операций над числами в различных системах счисления.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– объяснять представление чисел в естественной и в нормальной форме; принципы машинного представления отрицательных чисел с использованием прямого и обратного кода; выполняет правила двоичной арифметики; операции «+», «–» и «*» двоичных чисел;

– записывать числа в различных системах счисления;

– объяснять основные принципы кодирования информации; сущность и назначение машинных кодов, правила выполнения арифметических операций над машинными кодами;

– выполнять перевод чисел из десятичной системы счисления в другие и обратно; арифметические операции над числами в различных системах счисления;

– осуществлять перевод из 2-й в 8-ю и 16-ю системы счисления и обратно.

Логические основы вычислительной техники

Понятие алгебры логики. Основные операции алгебры логики, логические формулы. Связь между алгеброй логики и двоичным кодированием. Основные законы алгебры логики. Таблица истинности. Логические элементы компьютера. Связь с электрическими схемами.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– определять понятие алгебры логики;

– выполнять основные логические операции, объяснять логические формулы;

– составлять таблицы истинности;

– раскрывать основные законы алгебры логики, связь логических элементов компьютера с электрическими схемами.

 

Физические основы вычислительной техники

Понятие архитектуры и структуры компьютера. Типы архитектур. Основные блоки, входящие в состав компьютера. Состав системного блока компьютера. Системная плата и ее архитектура. Модели процессоров, их структура и характеристики. Организация внутренней памяти. Способы адресации. Системная шина. Адаптеры, контроллеры периферийных устройств. Видеосистема компьютера: монитор, видеоадаптер, их типы и характеристики. Основные устройства ввода и управления, их назначение и характеристики, способы подключения. Устройства внешней памяти, их разновидности, характеристики и принцип действия. Классификация печатающих устройств, их характеристика и принцип работы.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– объяснять структурную схему персонального компьютера, его различные архитектурные решения, назначение основных блоков компьютера;

– объяснять состав системного блока;

– анализировать архитектуру и характеристики системной платы;

– объяснять организацию внутренней памяти, архитектуру системной шины, назначение адаптеров, контроллеров периферийных устройств;

– объяснять состав и характеристики видеосистемы компьютера;

– производить наладку работоспособности монитора;

– описывать основные устройства ввода и управления, их назначение и характеристики;

– эксплуатировать ЭВМ (ПЭВМ). 

Тема «Операционные системы»

Общие сведения о программном обеспечении

Классификация и назначение программного обеспечения ЭВМ (ПЭВМ). Операционные системы корпорации Microsoft. Общие сведения об альтернативных операционных системах: семейство UNIX, OS/2 IBM, мобильные операционные системы. Основные характеристики и функции операционных систем корпорации Microsoft. История развития операционных систем. 

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– объяснять назначение программного обеспечения ЭВМ (ПЭВМ);

– излагать сущность классификации программного обеспечения ЭВМ, основные характеристики и отличительные особенности операционных систем;

– высказывать общее суждение об истории развития операционных систем, о целях, задачах, содержании учебного предмета.

Операционные системы семейства Windows

Общая характеристика операционных систем семейства Windows. Отличительные черты операционной системы Windows. Требования к аппаратной части. Характерные особенности операционной системы Microsoft Windows. Установка и инсталляция. Настройка системы Microsoft Windows. Настройка параметров операционной системы Windows. Настройка служб ОС.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– производить установку операционной системы Windows;

– производить настройку параметров ОС, пользовательского интерфейса с по мощью средств управления;

– инсталлировать, удалять программные средства.

Файловый менеджер Total Commander.

Имена файлов, каталогов, внешних устройств для хранения информации. Базовые команды для работы с файловой системой. 

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– объяснять файловую организацию данных; записывать имена файлов, каталогов и внешних устройств для хранения информации;

– выполнять операции над файлами и каталогами в операционной системе Windows;

– работать с файловой системой в Total Commander;

– настраивать интерфейс Total Commander.

Тема «Электронный офис»

Типовые задачи обработки информации в текстовом процессоре MS Word

Окно программы MS Word, его настройка. Панель инструментов. Ввод текста, редактирование и форматирование абзацев, оформление абзацев в виде списков, сохранение созданных документов, загрузка и вывод на печать.

Требования ГОСТ к оформлению документов. Графические возможности текстового редактора. Вставка в документ рисунков и других объектов. 

Создание, редактирование и форматирование таблиц, организация вычислений в таблицах. Вставка и удаление номеров страниц. Колонки. Колонтитулы. Слияние документов. Наклейки. Конверты. Автоматическое создание оглавления. Главный документ. Совместное редактирование документа. 

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

 объяснять назначение, возможности и принцип работы текстового процессора Word;

– настраивать окна программы MS Word, строку меню и панели инструментов;

– определять типы обрабатываемых данных;

– осуществлять редактирование и форматирование;

– сохранять созданную таблицу на диске, считывать с диска, выводить на печать;

– применять графические возможности текстового редактора;

– вставлять в документ рисунки и другие объекты;

– создавать, редактировать и форматировать таблицы, организовывать вычисления в таблицах;

– выводить на печать документы MS Word;

– вставлять и удалять номера страниц, колонки, колонтитулы;

– объяснять понятие «макрокоманда»;

– излагать процесс записи и выполнения макрокоманды.

Табличный процессор MS Excel

Типы обрабатываемых данных. Ввод и редактирование данных. Приемы автоматизации ввода данных. Сохранение электронной таблицы на диске, считывание с диска, вывод на печать. Форматирование ячеек: форматы данных ячейки, выравнивание, шрифт, границы, вид и защита. Блоки и блочные функции. Организация вычислений в Excel. Ввод формул в строку формул. Ссылки на ячейки: относительные, абсолютные, смешанные. Копирование, перемещение и размножение формул. Создание и редактирование диаграмм. Сортировка и фильтрация данных.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– объяснять назначение, возможности и принцип работы табличного процессора Excel;

– настраивать окна программы MS Excel, строку меню и панели инструментов;

– определять типы обрабатываемых данных;

– осуществлять ввод и редактирование данных в электронную таблицу;

– сохранять созданную таблицу на диске, считывать с диска, выводить на печать;

– использовать функцию автозаполнения при работе с таблицей;

– применять необходимые формулы и функции при расчетах и обработке данных;

– использовать абсолютную, относительную и комбинированную адресацию;

– выполнять копирование, перемещение и размножение ячейки с формулами;

– строить и редактировать диаграммы и графики;

– производить сортировку и отбор данных. 

СУБД MS Access

Понятие базы данных. Назначение системы управления базами данных (СУБД). Основные элементы интерфейса СУБД. Создание базы данных: таблицы, формы. Ввод и редактирование данных. Связывание двух таблиц.

Сортировка данных в таблице. Формирование запросов на выборку данных. 

Создание отчетов. Просмотр и экспорт отчетов.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

 объяснять назначение, возможности и принцип работы СУБД;

– настраивать окна программы MS Access, строку меню и панели инструментов;

– определять типы обрабатываемых данных;

– осуществлять редактирование и форматирование;

– сохранять созданную БД на диске, считывать с диска;

– создавать таблицы базы данных; 

– формировать запросы на выборку данных;

–  создавать отчеты и формы.

Электронные словари и переводчики

Назначение и возможностиэлектронных словарей и переводчиков. 

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– объяснять возможности программ-переводчиков и электронных словарей;

– переводить отдельные слова и небольшие тексты. 

Тема «Компьютерные сети»

Архитектура компьютерных сетей

Общие принципы построения сетей. Классификация сетей. Локальные и глобальные сети. Базовые топологии компьютерных сетей. Принципы именования и адресации в компьютерных сетях. Основные программные и аппаратные компоненты сети: клиент, сервер, сетевые карты, устройства объединения сетей. Каналы передачи данных, состав и характеристика, пропускная способность. Модемы.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– объяснять общие принципы построения сетей; классификацию компьютерных сетей; принципы именования и адресации в компьютерных сетях;

– излагать основные программные и аппаратные компоненты сети; виды каналов передачи данных, их характеристики, пропускную способность;

– производить установку и настройку модема.

Введение Локальные вычислительные сети

Конфигурация локальных вычислительных сетей (ЛВС) и организация обмена данными. Организация взаимодействия устройств в сети. Одноранговые и иерархические сети. Краткая история сети Интернет. Структура сети Интернет. Технологии доступа в сети Интернет: dial-up, аналоговые модемы, цифровые абонентские линии, кабельные модемы. IP-адрес компьютера в сети. Унифицированный идентификатор ресурсов (URL). Организация доменов и доменных имен, уровни доменов. Принципы маршрутизации, протоколы маршрутизации. Основные сервисы сети Интернет.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– высказывать общее суждение об истории сети Интернет;

– объяснять функции, работу и основные компоненты технологий глобальных сетей, основные сервисы сети Интернет;

– объяснять формат и значение IP-адресации, классы IP-адресов, понятие URL-ресурса.

Глобальные вычислительные сети

Роль компьютерных сетей в мире телекоммуникаций. Цели, задачи, содержание учебного предмета «Компьютерные сети». Эволюция и современные тенденции развития компьютерных сетей. Назначение услуги «Электронная почта». Формат электронного адреса. Настройка программы. Протокол передачи данных. Создание и редактирование учетной записи. Телеконференции и способы их организации. Доступ к услуге. Программы для общения в сети.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– объяснять современные тенденции развития компьютерных сетей, их роль в мире телекоммуникаций;

– оставлять и распознавать доменные адреса;

– объяснять назначение сетевой адресации, протоколов маршрутизации;

– составлять и распознавать доменные адреса;

– объяснять назначение сетевой адресации, протоколов маршрутизации;

– объяснять правила организации телеконференций;

– производить настройку соответствующего программного обеспечения.

Тема «Оргтехника»

Средства копирования документов

Классификация средств копирования и размножения документов. Последовательность действий при процессе копирования документов. Разновидности копировальных аппаратов. Виды используемых в работе расходных материалов.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– выполнять операции копирования документов;

– выполнять техническое обслуживание электрографических аппаратов;

– выполнять операции сканирования;

– описывать средства копирования и размножения документов;

– излагать последовательность действий при процессе копирования документов;

– выполнять техническое обслуживание электрографических аппаратов.

Средства обработки документов

Классификация средств обработки документов. Основные функции маркировальных машин, штемпельных устройств, ламинатора. Послепечатная обработка документов с помощью фальцевальных брошюровальных, листоподборочных и других машин. Бумагорезательное оборудование. Виды уничтожителей бумаг (шредеров). Использование технических средств для обработки документов.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– излагать сущность классификации средств обработки документов;

– объяснять основные функции маркировальных машин, штемпельных устройств, ламинатора;

– использовать средства для обработки документов.

Средства коммуникаций

Виды современных средств связи, приема и передачи информации. Телефонная связь. Виды телефонов, их сервисные возможности. Внутриучрежденческие телефонные системы. Радиотелефонная связь. Сотовая связь, принципы ее организации. Назначение и организация факсимильной связи. Устройство, функции и сервисные возможности факсимильного аппарата.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– использовать в работе знание принципов организации сотовой связи, назначения и организации факсимильной связи, устройства и функций факсимильного аппарата;

– эксплуатировать факсимильный аппарат в соответствии с его сервисными возможностями.

Цифровые технологии

Возможности и перспективы цифровых технологий. Оцифрованный звук и программные средства для обработки звука. Цифровое видео, программные средства для видео. Использование программных средств для обработки цифровой фотографии.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен использовать программные средства для обработки фотографии.

Диктофонная техника

Назначение и основные технические характеристики диктофонной техники. Назначение и правила эксплуатации основных управляющих компонентов диктофона.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен эксплуатировать основные управляющие компоненты диктофона.

Презентационные средства

Назначение и разновидности презентационных средств. Виды проекционных аппаратов. Принцип действия мультимедиа-проектора. Основные требования при эксплуатации средств презентации.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен эксплуатировать презентационные средства.

Тема «Основы экономики»

Введение. Виды экономической деятельности в Республике Беларусь

Зарождение экономических знаний и их эволюция. Понятия: материальные и нематериальные блага, рынок, товар, продавец, покупатель, сделка, цена, посредник, средство обмена.

Виды экономической деятельности в Республике Беларусь. Экономическая характеристика соответствующего вида экономической деятельности.

Экономическая культура и пути ее формирования.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– высказывать общее суждение об экономике как науке;

– излагать сущность изученных понятий;

– называть отдельные виды экономической деятельности в Республике Беларусь;

– характеризовать соответствующий вид экономической деятельности;

– высказывать общее суждение об экономической культуре и путях ее формирования.

 

Организация как субъект хозяйствования

Понятия «физическое и юридическое лицо», «организация». Условия признания организации юридическим лицом.

Учредители и наемные работники.

Классификация организаций – заказчиков кадров (структура, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка и др.).

Производительность труда и пути ее повышения в организациях – заказчиках кадров.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– пояснять сущность понятий «физическое и юридическое лицо», «организация»;

– высказывать общее суждение об условиях признания организации юридическим лицом;

– называть признаки классификации организаций – заказчиков кадров, их особенности (структура, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка);

– излагать сущность понятия «производительность труда».

Нормирование труда

Сущность и значение технического нормирования труда. Классификация затрат рабочего времени. Виды норм труда, их характеристика. Расчет норм труда. Методы изучения затрат рабочего времени. Методы нормирования труда. Порядок установления, замены и пересмотра норм труда.

Квалификационная характеристика и должностная инструкция работника.

Основные положения и формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих на производстве.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– высказывать общее суждение о роли и значимости технического нормирования труда, расчете норм труда;

– описывать методы нормирования труда;

– объяснять порядок установления, замены и пересмотра норм труда;

– объяснять сущность квалификационной характеристики и должностной инструкции работника;

– излагать сущность основных положений и форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих на производстве.

Оплата труда в организации

Заработная плата (номинальная, реальная). Мотивация труда в современных экономических условиях. Государственное регулирование в области оплаты труда.

Формы и системы оплаты труда. Гибкие системы оплаты труда.

Формы и системы оплаты труда в организациях – заказчиках кадров.

Основные принципы, элементы и виды материального стимулирования в организациях – заказчиках кадров.

Порядок и особенности тарификации и перетарификации работ и рабочих.

Оплата за работу в сверхурочное время, выходные и праздничные дни, при невыполнении норм выработки, браке и простое. Основания, порядок и размер удержаний из заработной платы.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– излагать сущность понятия «заработная плата», «номинальная заработная плата» и «реальная заработная плата»;

– высказывать общее суждение о государственном регулировании в области оплаты труда.

– излагать принципы мотивации труда в условиях рыночной экономики;

– описывать формы и системы оплаты труда в организациях – заказчиках кадров;

– называть основные принципы, элементы и виды материального стимулирования в организациях – заказчиках кадров;

– высказывать общее суждение о порядке и особенностях тарификации и перетарификации работ и рабочих.

Тема «Охрана окружающей среды»

Правовые основы охраны окружающей среды 

Состояние окружающей среды в Республике Беларусь. Рациональное использование природных ресурсов. Экологическая безопасность. Государственная политика в области энергосбережения.

Закон «Об охране окружающей среды». Основные задачи законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды (обеспечение благоприятной окружающей среды;регулирование отношений в области охраны природных ресурсов, их использования и воспроизводства, предотвращение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и др.).

Основные принципы охраны окружающей среды (соблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; обеспечение благоприятных условий для жизни и здоровья граждан; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды; сохранение биоразнообразия; запрещение хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды и др.).

Основные направления государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды (обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды;научное обеспечение охраны окружающей среды и др.).

Ответственность за нарушение природоохранного законодательства.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания учащийся должен:

– называть основные законодательные и нормативные правовые документы в области охраны окружающей среды;

– излагать основные задачи, принципы и направления государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;

– пояснять степень ответственности и последствия за нарушение природоохранного законодательства.

Экологическая и энергетическая характеристика производств,
организаций (на примере конкретного вида экономической
деятельности)

Экологическая и энергетическая характеристика производств (технологических процессов), организаций (на примере конкретного вида экономической деятельности). Использование природных ресурсов и воздействие на окружающую среду производств, организаций конкретного вида экономической деятельности.

Характеристика энергетической эффективности производства продукции, услуг на примере конкретного вида экономической деятельности. Примеры технологических решений по созданию ресурсо- и энергосберегающих технологий. Требования экологической безопасности при производстве работ соответствующего вида экономической деятельности.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания учащийся должен:

– давать экологическую и энергетическую характеристику производств, организаций соответствующего вида экономической деятельности;

– характеризовать результат воздействия производств, организаций соответствующего вида экономической деятельности на окружающую среду;

– формулировать основные направления государственной политики в области энергосбережения;

– приводить примеры ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Тема «Основы трудового права»

Роль и место трудового права в системе основных отраслей права. Общие положения о трудовом праве

Предмет, метод, система и источники трудового права.

Трудовой Кодекс Республики Беларусь. Понятие и виды трудовых правоотношений.

Порядок трудоустройства на работу в соответствии с действующим законодательством.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– высказывать общее суждение о значении правовых знаний в профессиональной деятельности работника;

– высказывать общее суждение о предмете, системе, значении трудового права, называть его источники.

Трудовой договор

Содержание и стороны трудового договора. Срок и форма трудового договора. Порядок заключения трудового договора. Гарантии и ограничения при заключении трудового договора. Испытание при приеме на работу. Контракт как вид трудового договора. Трудовая книжка.

Основания прекращения трудового договора.Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя, работника. Дополнительные основания прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников. Порядок увольнения. Выходное пособие.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– раскрывать сущность основных понятий трудового права;

– пояснять нормы трудового права, обязанности работника и нанимателя, порядок заключения и основания прекращения трудового договора.

Рабочее время и время отдыха

Нормальная продолжительность рабочего времени. Сокращенная продолжительность рабочего времени. Работа в ночное время. Неполное рабочее время. Сверхурочные работы. Ограничение и предельное количество сверхурочных работ. Порядок привлечения к работе в выходные и праздничные дни. Понятие и виды времени отдыха. Отпуска, их виды, порядок и очередность предоставления.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен объяснять сущность основных понятий темы.

Трудовая дисциплина.Коллективные договоры и соглашения

Понятие трудовой дисциплины, способы обеспечения трудовой дисциплины. Основные обязанности нанимателя и работника в трудовых правоотношениях. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная ответственность и ее виды. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий. Меры материального и морального поощрения за успехи в работе.

Понятие материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю. Виды материальной ответственности. Определение размера, порядок возмещения ущерба. Трудовые споры: понятие и виды. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам и в суде.

Понятие и стороны коллективного договора, его содержание, процедура ведения переговоров по его заключению. Порядок внесения изменений и дополнений. Коллективные трудовые споры.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– излагать обязанности нанимателя и работника в трудовых отношениях;

– высказывать общее суждение о видах материальной ответственности;

– объяснять порядок заключения трудового договора, описывать его содержание, процесс внесения изменений и дополнений.

Тема «Этика и психология деловых отношений»

Личность как субъект деловых отношений

Предмет и задачи этики и психологии деловых отношений. Значение этики и психологии деловых отношений в профессиональной деятельности.

Профессионально значимые свойства и качества личности работника (применительно к соответствующему виду экономической деятельности).

Учет особенностей темперамента личности в учебной и трудовой деятельности.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– высказывать общее суждение о значимости этики и психологии деловых отношений в профессиональной деятельности рабочего;

– пояснить влияние темперамента личности на учебную и трудовую деятельность.

Деловое общение в коллективе

Содержание, цели, виды, формы, структура и функции общения в трудовом коллективе. Особенности общения по «вертикали» и по «горизонтали». Уровни общения (вербальный и невербальный). Основные модели общения. Барьеры общения (эстетические, интеллектуальные, мотивационные, моральные, семантические, логические, фонетические и др.).

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– описывать виды и формы делового общения, средства общения;

 раскрывать сущность общения по «вертикали» и по «горизонтали»;

– описывать основные барьеры общения.

Конфликты и пути их разрешения

Конфликты: виды, структура, стадии протекания; конфликтные типы личностей. Причины возникновения конфликта в процессе общения (организация рабочих процессов, разногласия в оценке событий, происходящих вне рабочего пространства, личностные особенности сотрудников). Основные типы конфликтных личностей (демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный и др.). Пути предупреждения и разрешения конфликтов в трудовом коллективе (обсуждения, переговоры, посредничество и др.).

Стратегии и модели поведения в конфликтной ситуации.

Упражнения в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций в процессе межличностного взаимодействия.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– раскрывать сущность конфликтов и описывать причины их возникновения;

– пояснять пути предупреждения и разрешения конфликтов;

– оценивать возможности по предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций в процессе межличностного взаимодействия.

Деловой этикет

Деловой этикет: сущность, структура, основные принципы. Правила этикета: приветствие, знакомство, прощание, телефонные разговоры, деловая переписка и др. Социальный и профессиональный имидж.

Упражнения в отработке умений соблюдать этические нормы взаимоотношений в типовых ситуациях делового общения.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– излагать основные правила и нормы делового этикета;

– уметь соблюдать основные этические нормы взаимоотношений в процессе делового общения.

РАЗДЕЛ 2. Производственное обучение
(в том числе производственная практика) 

Тема «Производственное обучение. Вводное занятие»

Цели и задачи производственного обучения. Тарифно-квалификационная характеристика оператора электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин 4-го разряда.

Ознакомление с организацией. Структура организаций.

Ознакомление с ученическим рабочим местом в учебной мастерской, с техникой, применяемой при выполнении работ.

Ознакомление с режимом работы, формами организации труда и правилами внутреннего распорядка в учебной мастерской, охраной труда и пожарной безопасности, охраной окружающей среды при работе в учебной мастерской. 

Правила и способы оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях в учебной мастерской.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– высказывать общее суждение о целях и задачах производственного обучения, требованиях тарифно-квалификационной, типах и структуре организации, формах организации труда учащегося на рабочем месте, техникой применяемой при выполнении работ;

– руководствоваться правилами внутреннего трудового распорядка;

– соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, охране окружающей среды при работе в учебной мастерской;

– оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях в учебной мастерской.

Тема «Производственное обучение. Машинопись»

Работа с клавиатурой. Машинопись. Набор текста с помощью десятипальцевого метода печати. Работа с клавиатурными тренажерами. Контроль качества выполняемых работ. Организация рабочего места. Требования безопасности труда.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– выполнять набор текста с помощью десятипальцевого метода печати;

– контролировать качество выполняемых работ;

– рационально организовывать рабочее место;

– применять безопасные методы и приемы работы;

– соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, охране окружающей среды.

Тема «Производственное обучение. 

Обработка информации программными средствами MS Office»

Набор текстовых материалов с использованием текстового редактора на электронно-вычислительных машинах (персональных электронно-вычислительных машинах). Применение формул и функций при расчетах и обработке данных в табличном редакторе MS Excel. Создание базы данных, формирование запросов, создание отчетов в MS Access.

Контроль качества выполняемых работ. Организация рабочего места. Требования безопасности труда.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– создавать, обрабатывать, сохранять документы в текстовом редакторе;

– контролировать качество выполняемых работ;

– рационально организовывать рабочее место;

– применять безопасные методы и приемы работы;

– соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, охране окружающей среды.

 

Тема «Производственное обучение. 

Аппаратное обеспечение персонального компьютера»

Наблюдение за работой электронно-вычислительных машин. Контроль носителей информации. Работа с основными узлами и блоками персонального компьютера. Подбор комплектующих для персонального компьютера. Контроль качества выполняемых работ. Организация рабочего места. Требования безопасности труда.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

– определять основные узлы и комплектующие персонального компьютера, необходимые для эффективной работы персонального компьютера;

– контролировать носители информации;

– работать с основными узлами и блоками персонального компьютера;

– подбирать комплектующие для персонального компьютера;

– контролировать качество выполняемых работ;

– рационально организовывать рабочее место;

– применять безопасные методы и приемы работы;

– соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, охране окружающей среды.

Тема «Производственная практика»

Учебная программа производственной практики приведена в приложении.



Приложение







УТВЕРЖДАЮ

Директор «Волчинской средней школы» Каменецкого района

_______________ В.В.Приход 

« ___ » ___________ 2022 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

производственной практики учащихся

государственного учреждения образования «Волчинская средняя школа» Каменецкого районапо профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)» 4-го разряда, проводимой на базе государственного учреждения образования «Волчинская средняя школа» Каменецкого района,

на 2020/2021 учебный год

 

Общие положения

Объем, содержание и сроки проведения производственной практики по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)» 4-го разряда определены тематическим планом учебной программы государственного учреждения образования «Волчинская средняя школа» Каменецкого района, реализующего образовательную программу профессиональной подготовки рабочих для учащихся X–XI классов в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)» 4-го разряда.

Фонд учебного времени на производственную практику составляет 120 учебных часов.

Учащиеся проходят производственную практику в Государственном учреждении образования «Волчинская средняя школа» Каменецкого района.

Режим работы учащихся соответствует режиму, действующему в Государственном учреждении образования «Волчинская средняя школа» Каменецкого района.

Для учащихся продолжительность рабочего дня определяется Трудовым кодексом Республики Беларусь.

 

Цель и задачи производственной практики

Целью производственной практики как заключительного периода производственного обучения является подготовка будущего работника к самостоятельной высокопроизводительной работе на объектах предприятия.

Основными задачами производственной практики являются:

– закрепление и совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений по избранной профессии;

– накопление опыта самостоятельного выполнения заданий;

– приобретение умений и навыков при работе на ПЭВМ;

– изучение производственной технологии и технической документации;

– адаптация учащихся к конкретным производственным условиям;

– формирование профессионально значимых свойств (внимательность, выносливость, способность к творческому мышлению и др.), качеств (добросовестное отношение к труду, взаимопомощь, уважение к традициям предприятия и стремление преумножать их и др.);

– формирование умений согласовывать свою работу с работой коллектива, совершенствовать навыки само- и взаимоконтроля.

Перечень учебно-производственных работ (занятий)

Наименование и содержание

учебно-производственных работ (заданий)

Количество учебных
часов

Работа с персональным компьютером и периферийными устройствами

Выполнение операций над файлами и директориями. Выполнение проверки и дефрагментации диска. Создание и распаковка архива.  Выполнение по известной схеме операций по проверке дисков на наличие вирусов, восстановление поврежденных файлов. Использование программы для защиты данных от несанкционированного доступа. Копирование документов. Техническое обслуживание электрографических аппаратов. Сканирование и распознавание текста с помощью соответствующего программного обеспечения. Использование средств печати и обработки документов. Использование презентационных средств. Контроль качества выполняемых работ. Рациональная организация рабочего места. Применение безопасных методов и приемов работы. Соблюдение требований по охране труда, пожарной безопасности, охране окружающей среды

18

Выполнение набора текста с помощью десятипальцевого метода печати

Соблюдение требований ГОСТ к оформлению документов. Работа с клавиатурными тренажерами. Набор текста с помощью десятипальцевого метода печати. Контроль качества выполняемых работ. Рациональная организация рабочего места. Применение безопасных методов и приемов работы. Соблюдение требований по охране труда, пожарной безопасности, охране окружающей среды

18

Обработка информации программными средствами MS Office: MS Word, MS Excel, MS Acess

Ввод текста, редактирование, форматирование абзацев, оформление абзацев в виде списков, установка параметров страницы, проверка орфографии, сохранение документа и вывод его на печать. Создание графических объектов с помощью панели инструментов «Рисование». Вставка иллюстраций из библиотеки рисунков. Использование таблиц, сносок при создании документов. Ввод и редактирование данных в электронной таблице. Применение необходимых формул и функций при расчетах и обработке данных. Использование абсолютной, относительной и комбинированной адресации. Построение и редактирование диаграмм и графиков. Создание базы данных: таблицы, формы. Ввод и редактирование данных. Связывание двух таблиц. Сортировка данных в таблице. Формирование запросов на выборку данных. Создание отчетов. Просмотр и экспорт отчетов в MS Access Контроль качества выполняемых работ. Рациональная организация рабочего места. Применение безопасных методов и приемов работы. Соблюдение требований по охране труда, пожарной безопасности, охране окружающей среды

66

Конфигурация персонального компьютера

Определение основных узлов и комплектующих персонального компьютера, необходимых для его эффективной работы. Установка и настройка работы периферийных устройств и управления. Выполнение записи/чтения информации на/из устройств внешней памяти. Установка операционной системы Windows. Настройка параметров операционной системы и пользовательского интерфейса с помощью средств управления. Инсталляция и удаление прикладных программных средств. Контроль качества выполняемых работ. Рациональная организация рабочего места. Применение безопасных методов и приемов работы. Соблюдение требований по охране труда, пожарной безопасности, охране окружающей среды

12

Квалификационная пробная работа

6

Итого

120

 

ЛИТЕРАТУРА

Александрова, Н.М. Профессиональная экология : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / Н.М. Александрова. СПб. :  ИПТО РАО, 1997. 136 с.

Александрова, Н.М. Профессиональная экология : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2 / Н.М. Александрова. СПб. :  ИПТО РАО, 1997. 168 с.

Андруш, В.Г. Охрана труда : учеб. пособие / В.Г. Андруш, Л.Т. Ткачева, К.Д. Яшин. Минск : РИПО, 2017. 333 с.

Борисов, Е.Ф. Основы экономической теории / Е.Ф. Борисов, Ф.М. Волков. М. : Высшая школа, 1993. 224 с.

Бороздина, Г.В. Психология делового общения : учеб. / Г.В. Бороздина.
2-е изд. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2015. 295 с.

Бороздина, Г.В. Психология и этика деловых отношений / Г.В. Бороздина. 4-е изд., испр. и доп. Минск : РИПО, 2015. 228 с.

Браим, И.Н. Этика делового общения / И.Н. Браим. Минск : ИП «Экоперспектива», 1996. 213 с.

Вовк, Е.Т. Cамоучитель работы на компьютере / Е.Т. Вовк, С.Г. Баричев, О.А. Плотников. 6-е изд., доп. М. : КУДИЦ-ОБРАЗ, 2009. 368 с.

Годин, В.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности : учеб. / В.В. Годин, И.К. Корнеев. М. : Мастерство ; Высшая школа, 2001. 240 с.

Дзик, И.Р.Основы права / И.Р. Дзик. Барановичи : РИО БарГУ, 2010. 67 с. 

Зеленкова, И.Л. Этика : учеб. пособие / И.Л. Зеленкова. 3-е изд. Минск : ТетраСистемс, 2008. 352 с.

Иванова, Е.Н.Microsoft Office 2007. Просто как дважды два / Е.Н. Иванова. М. : Эксмо, 2008. 336 с.

Ильин, М.В. Проектирование содержания профессионального образования: теория и практика / М.В. Ильин. Минск : РИПО, 2002. 338 с.

Ильин, М.В. Разработка учебных программ допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования : метод. рекомендации / М.В. Ильин, А.П. Петрова, П.Н. Сидорович ; под общ. ред. М.В. Ильина. Минск : РИПО, 2019. 44 с.

Камер, М. Компьютерные сети и Internet. Разработка приложений для Internet / Д. Камер М. : Вильямс, 2012. 639 с.

Кишик, А.Н. Новейший эффективный самоучитель работы на ПК. Основной курс / А.Н. Кишик. М. :  ООО «ДиаСофтЮП», 2005. 528 с.

Козлова,  И.С. Информатика : курс лекций / И.С. Козлова. М. : Высшее образование, 2007. 192 с.

Коломинский, Я.Л. Человек: психология / Я.Л. Коломинский. 3-е изд., перераб. и доп. Минск : Унiверсiтэцкае, 1998. 285 с.

Коробейников, Н.В.Охрана труда : сб. типовых учеб. программ / Н.В. Коробейников, Л.Н. Кравченко ; под ред. канд. пед. наук И.В. Ильина. В 2 ч. Минск : РИПО, 2001. 40 с.

Коцюбинский, А.О. Самоучитель работы на компьютере : учеб. пособие / А.О. Коцюбинский, С.В. Грошев. М. :  НТ Пресс, ТЕХНОЛОДЖИ, 2007. 416 с.

Крыжановский, И.Ю. Охрана труда : учеб. пособие / И.Ю. Крыжановский. Минск : Беларусь, 2007. 218 с.

Левин, А. Самоучитель работы на компьютере / А. Левин. 11-е изд. СПб. : Питер, 2013. 704 с.

Леонтьев, В. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2010 / В. Леонтьев. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. 928 с.

Маклаков, А.Г. Общая психология : учеб. пособие / А.Г. Маклаков. СПб. : Питер, 2017. 582 с.

Мирошников, В.Н. Все о компьютере / В.Н. Мирошников М. : АСТ, 2003. 320 с.

Основы экономики : типовая учеб. программа / разраб. : В.И. Гапеева, А.П. Черевкова. Минск : РИПО, 2013. 12 с.

Прикладная информатика : типовая учеб. программа / разраб. : Г.И. Володько, Н.И. Потапенко. Минск : РИПО, 2013. 7 с.

Психология и этика делового общения / под ред. проф. В.Н. Лавриненко.
4-е пераб. и доп. М. : Юнити-Дана, 2005. 415 с.

Психология и этика деловых отношений : типовая учеб. программа / Т.Н. Карпович [и др.]. Минск : РИПО, 2013. 15 с.

Симонович, С.В. Общая информатика : учеб. пособие / С.В. Симонович, Г.А. Евсеев, А.Г. Алексеев. М. : АСТ-ПРЕСС : Инфорком-Пресс, 1998. 592 с.

Тихон, И.Ю. Технические средства офиса : учеб. пособие / И.Ю. Тихон, З.А. Александрович. Минск : РИПО, 2007. 156 с.

Челноков, А.А. Охрана окружающей среды : типовая учеб. программа / А.А. Челноков. Минск : РИПО, 2009. 9 с.

Черчение : типовая учебная программа / М.В. Ильин [др.]. Минск : РИПО, 2013. 16 с.

Шибут, М.С. Технологии работы с текстами и электронными таблицами : практ. пособие / М.С. Шибут. Минск : Молодеж. науч. об-во, 2004. 146 с.

Юргульский, В.В. Основы права : темат. планирование / В.В. Юргульский. Минск : РИПО, 2010. 20 с.

Якушин, Е.А. Основы экономики : учеб. пособие / Е.А. Якушин, Т.В. Якушина. 2-е изд., испр. и доп. Минск : РИПО, 2016. 246 с.

Нормативные правовые акты 

Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 17.01.2011. № 2/1795.

Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 № 2875-XII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 04.01.1999 № 1/0.

О внесении изменений и дополнений в постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34 и от 2 января 2012 г. № 1 : постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2016 № 69 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 30.11.2016. № 8/31468.

Об охране окружающей среды : Закон Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 16.03.2001. № 2/360.

Об охране труда :Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 26.06.2008. № 2/1453.

Об энергосбережении : Закон Республики Беларусь от 08.01.2015 № 239-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 09.01.2015. № 2/2237.

О пожарной безопасности : Закон Республики Беларусь от 15.06.1993 № 2403-XII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 16.03.2001. № 2/391.

О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства : Директива Президента Республики Беларусь от 14.06.2007
№ 3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 15.06.2007. № 1/8668.

Правовой портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.pravo.by. Дата доступа : 04.03.2019.

Трудовой Кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 27.07.1999. № 2/70.

Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно